Альманах «Небожители подвала» создан художником и прозаиком Леонидом Сергеевым и его коллегами – писателями старшего поколения, членами Союза писателей России, в 2019 году. Недавно вышел 44 номер. Тираж небольшой – 150 экземпляров, но качество текстов не сравнишь с коммерческими изданиями, где за деньги любой шустрый любитель, член какого-нибудь псевдосоюза печатает самодеятельные опусы. Ну а что удаётся лучше всего авторам альманаха «Небожители подвала»? Чутко улавливать пульс времени.
Легко и вдохновенно написанными, поэтическими картинами поморской сельской жизни Павел Кренёв показывает: вторая волна деревенской прозы набирает обороты, вновь и вновь открывая лад неизвестной сегодняшним горожанам деревенской жизни, силу и выразительность колоритных народных характеров – работящих и талантливых поморских мужиков и их жёночек (слово «баба» отсутствует в поморской говоре). В этом смысле не только проза Кренёва, но тексты многих авторов этого альманаха, и в целом: четыре с половиной десятка трёхсотстраничных томиков «Небожителей подвала» - сильный довод, опровергающий убеждённость отдельных литературоведов в том, что с уходом В. Распутина и В. Астафьева деревенская проза в нашей стране умерла.
Да, рассказы и повести, опубликованные в альманахе «Небожители подвала», нередко посвящены деревенскому детству его авторов. В пользу новой волны в деревенской прозе свидетельствует и вышедшая в этом году в московском издательстве «Никея» книга Анастасии Коваленковой «Хорошие люди» (уже по названию перекликающаяся с замечательной повестью Павла Кренёва «Хорошие люди, или как я поступал в Суворовское училище»). Лирико-философские отступления-интерлюдии в этой книге помогают в сельском пейзаже разглядеть судьбоносную символику, за привычными реалиями повседневной жизни – архетипы горемычной судьбы русского человека: Песня, Вода, Дом, Снега, Костры, Листва, Птицы, Простор, Яблоки, Простота, Берёзы, Дороги. Любопытно: именно эти архетипы исследуют в своей прозе и поэзии многие авторы альманаха «Небожители подвала».
Например, на афоризм Анастасии Коваленковой каждому из нас «свою песню… надо» альманах «Небожители подвала» (№ 30) отвечает статьёй «Убитая русская песня» знатока народной песни Александра Боброва, пронизанной болью за судьбу народной песни и понятной тревогой - полуграмотные тексты самодеятельных авторов заполонили сегодняшнюю эстраду. По контрасту с виршами популярных «текстовиков» автор приводит оригинальное любовное стихотворение Риммы Казаковой, подкупающее глубиной чувства и точностью словесного выражения и ставшее в своё время известной эстрадной песней.
Архетипы Снега и Воды становятся центральными в чудесной новелле Михаила Тарковского «Замороженное время» («НП» № 18), где среди героев вновь встречаем деревню, «состоявшую из двух половин – Захребётного и Индыгина» и стоящую на Енисее.
Можно выделить ещё несколько важных для авторов альманаха понятий-концептов, кроме деревенской жизни, к которым они постоянно возвращаются: это Детство, Смерть, Любовь, Семья, Старость.
Леонид Сергеев исследует матримониальную область человеческих отношений, показывая, как трудно творческому и требовательному к окружающему миру человеку найти женскую половинку для себя и по себе («НП» № 15). И всё же главной темой для писателя и художника Сергеева остаётся собственное детство, где мощное звучит драматическое эхо великой войны, и чуткий душевный отклик юного героя на тончайшие нюансы непростых отношений внутри маленькой семьи.
Владимир Куницын в повести «Лица, любовь моя» («НП» № 18) погружает нас в детскую и юношескую вселенную, где напряжённость и чистота чувств, просыпающихся страстей и тайных инстинктов рождают в душе мощное эхо, волнующее не только автора-повествователя, но и читателя, захваченного собственными судьбоносными рифмами.
Забавные сценки из своего боевого детства рисует Иван Белокрылов, представляя читателям новый тип дуэли – «дуэль на мясорубках» (рассказ «Дуэль на Балашовке»,
«НП» №30).
Ирина Ракша то переносит читателя в свои бурные и полуголодные детство и юность («Горе луковое» № 30), то погружает в первую половину «бунташного» ХУП столетия с его придворными интригами и драматическими судьбами царских невест (историческая новелла «Царская невеста» «НП» № 15).
К новому осмыслению отечественной истории часто обращаются авторы альманаха. И в художественной, и в научно-публицистическом плане. Им близка мудрая позиция Расула Гамзатова: «В того, кто стреляет в прошлое из пистолета, будущее стреляет из пушки». Можно даже не стрелять, а просто быть к нему равнодушным. Для авторов альманаха «Небожители подвала» это недопустимо. Неслучайно вновь и вновь политические события недавнего прошлого анализирует в страстных публицистических очерках знаток международных отношений Виктор Линник.
Волнует авторов «Небожителей подвала» и то, что творится на постсоветском пространстве, геополитические разломы новейшей эпохи, где популярное в советское время понятие «дружба народов» развеялось как миф. Размышляя о Карабахском конфликте, Леонид Бежин погружает нас в поток сознания армянского боевика, вспоминающего бакинское детство и лучшего друга-азербайджанца, ближе которого у него никого не было. В постсоветское время жестокая судьба сталкивает бывших друзей на поле боя (рассказ «Джан Баку», «НП» № 15). Не менее актуальная геополитическая подоплёка спрятана в полуфантастическом сюжете с независимой Уральской республикой (маленькая повесть «Школа бизнеса в деревне Упекша» - «НП» № 29-31).
Опытный журналист-международник и писатель-публицист в своих очерках Виктор Линник обращает внимание читателей на коварство лидеров чуждой ему идеологии, использующих новейшие пиаровские стратегии для пропаганды враждебных нашему народу идей («Сахаров 100 лет» – «НП», № 33, «Крах либерализма» - «НП» № 35). Словно заранее отметая любые упрёки в антисемитизме, в написанном с любовью и восхищеньем эссе Виктор Линник воспевает любимого учителя, директора знаменитой московской школы, в подлинной оде в прозе - «Школа имени Мильграма» («НП» № 30), показывая, сколь многое для учеников может сделать талантливый и деятельный педагог, даже если обстоятельства вынуждают его резко менять политические взгляды в зависимости от ситуации в государстве.
«Братья наши меньшие» - ещё одна важная для авторов альманаха тема. И здесь вновь одним из лидеров становится Павел Кренёв с увлекательной повестью «Белоушко» о поморском волке и о себе (да и кто из нас, литераторов, не чувствовал себя в разные моменты жизни «одиноким волком»?), уже переведённой на болгарский язык и соперничающей с мировым шедевром «Белый клык» Джека Лондона.
Как и в литературе Золотого века, этические проблемы – подлость, совершенная десятилетия назад ценою в человеческую жизнь, – оказываются в центре современной прозы. В этом убеждает рассказ Николая Иванова «Однажды или никогда», демонстрирующий горькое послевоенное эхо в судьбе трёх поколений семьи, коснувшееся даже внука Максима. Ему довелось соединить в одной могиле прах родителей, разлучённых начальственной коварной волей: навсегда оставшегося на поле боя молодого офицера Грехичина и его возлюбленной Веры Вербы, младшего сержанта медицинской службы, матери так и не увиденного лейтенантом сына, никогда не забывавшей погибшего совсем юным любимого.
Владимир Личутин, как всегда, блистая изысканным плетением словес, виртуозными стилевыми изысками, вспоминает давнюю поездку писателей в Париж (повесть «Путешествие в Париж» «НП» № 15), размышляя о жизни и творчестве коллег, таких разных, как Николай Дорошенко и Булат Окуджава. Развенчивая привычные представления, он повествуя о драматическом пути русского художника, как правило, неузнанного и недооценённого при жизни, а также о тщательно подбираемых сильными мира сего немногочисленных избранных, которым доверено представлять русскую литературу европейскому читателю.
Сергей Казначеев в документально-художественном очерке «Мои Песняры» предлагает новый взгляд на эстрадный коллектив, обязанный своим всесоюзным успехом не только ярким индивидуальностям певцов, но и умению руководителя обратиться к глубинным народным славянским корням, разрушающим привычные тогда представления о советском человеке, равнодушном к своим национальным корням.
Виктор Пронин демонстрирует умение захватить внимание читателя неожиданной интригой с первых абзацев повествования (рассказ «Дверь в себя» «НП» № 30), показывая: ему, опытному реалисту и тонкому психологу, вполне по плечу и популярный сегодня в прозе фантастический реализм.
Радует и поэтический раздел альманаха: с интересными, глубоко пережитыми и точно выверенными по слову стихами выступают здесь Владимир Костров, Ирина Ковалёва и Владимир Бояринов, Геннадий Русаков и Анатолий Пшеничный, Андрей Галамага.
Историческая рубрика «С Россией в сердце» представляет таких блистательных поэтов, как Алексей К. Толстой и Николай Туроверов, реабилитируя в сознании молодых читателей лучших авторов советской эпохи, приближает нас как к Золотому, так и к Серебряному веку нашей словесности. До своего ухода её замечательно вёл энциклопедист, старейший автор и сотрудник «Литературной газеты» Юрий Константинович Баранов. Торопившийся досказать и освоить всё многообразие жизненных сюжетов, с которыми довелось столкнуться в пору инженерной и журналистской, богатой событиями и путешествиями жизни, перешагнувший 85-летний рубеж Юрий Баранов изобрёл новый жанр – «семена» - мининовеллу (как бы соперничая с нелюбимым им прозаиком-эмигрантом Юрием Дружниковым, предложившим термин «микророман»). Его «семена» таят в себе богатый сюжетный потенциал: их можно легко развить в роман, прячущий в себе яркие и оригинальные факты и необычные обстоятельства, нередко провоцирующие конфликт (см. «Семена. Вторая серия», «НП» № 30). В схожем направлении сегодня работает и живущая в Лондоне Лидия Григорьева, умелым опытным пером выстраивая остросюжетные микророманы, воссоздающие судьбу человека или семьи в его ключевые моменты на одно-двух страничках текста (см. «Термитник 1» и «Термитник 2»).
Обращают на себя внимание и литературоведческие экзерсисы, опубликованные в альманахе. Так, младший из авторов «НП» Алексей Шорохов раскрывает литературоведческую грань своего дарования, анализируя феномен сибирского писателя-долгожителя Юрия Ключникова – поэта, прозаика, переводчика, философа, путешественника.
Трогает и раздел «Они были с нами…», представляющий фотографии и короткие биографические справки писателей, авторов альманаха, ушедших в мир иной. Здесь показал себя одарённым художником-портретистом прозаик Сергей Луконин, представивший свою живопись. Особенно удаются ему, на мой взгляд, образы коллег – узнаёшь и печалишься по поводу забываемого сегодня и выразительно запечатлённого на портрете чудесного прозаика из Оренбурга, преподавателя Литинститута Евгения Чернова.
…Итак, полуслучайно рождённый в процессе традиционного ЦДЛовского застолья творческой волей группы талантливых писателей старшего поколения альманах «Небожители подвала», выходящий крошечным тиражом, оказался выразительным зеркалом духовных поисков и размышлений зрелых мастеров о нашей истории и дне сегодняшнем. В отечественную литературу и литературную журналистику усилиями одарённых профессионалов вписана достойная страница.